Знание иностранного языка в современных реалиях — важная компетенция, которая открывает много возможностей для профессиональной реализации. Но чем старше мы становимся, тем сложнее учить языки. Мозг взрослого человека уже имеет устоявшуюся языковую структуру, ему тяжело «переучиваться» под другие. В отношении детей всё гораздо проще — их мозг более пластичный, ему легко воспринимать новую информацию. А потому изучение иностранных языков в детском возрасте идёт гораздо быстрее и проще. Ребёнок может одновременно усваивать два, три или больше языков. При этом малышам совершенно не нужно учить грамматику и письменность, они изучают язык нативно — в ходе общения, совместной деятельности и других занятий на этом языке.
Сегодня мы поговорим о том, как учить иностранный язык с дошкольниками, разберём методы обучения детей английскому и расскажем об особенностях процесса, которые обязательно нужно учитывать, чтобы достичь отличного результата.
Методика преподавания
Любое обучение начинается с методики. Их существует немало — как стандартизированных, так и авторских. Но при этом каждая стратегия будет преследовать одни и те же общие цели:
- сформировать определённые навыки, которые позволят общаться на неродном языке;
- уметь доносить свои мысли, применять полученные знания для достижения поставленных целей;
Английский детский сад с носителями языкаИзучение английского с носителем — лучший способ освоить язык на «ментальном» уровне. Но ещё эффективнее делать это с самого детства. Английский детский сад, где с малышами работают носители языка, — идеальный способ вырастить настоящего билингва, не выезжая за границу.
- создать базу для продолжения изучения иностранного языка в образовательных учреждениях старших ступеней;
- сформировать интерес к другим языкам, нациям и культурам, обучить культурным основам страны изучаемого языка.
Метод должен не просто охватывать все аспекты изучения, но и вводить язык на уровне сознания. То есть задача не только научить ребёнка говорить на английском, но и думать на нём. Чем раньше получится начать заниматься с малышом, тем более лёгким и быстрым будет процесс. В 2-3 года дети только начинают разговаривать, введение двух языков сразу будет очень кстати. Не нужно бояться, что малыш начнёт «путать» языки и использовать слова вперемешку. Это распространённый миф, который не соответствует действительности. Дети прекрасно различают две языковые структуры и умело используют их по отдельности.
Если обобщить, то занятия английским с дошкольниками сводятся к развитию следующих компетенций:
- правильное произношение слов;
- развитие слухового восприятия — аудирование;
- расширение словарного запаса в родном и изучаемом языке;
- укрепление знания грамматического строя (построение высказывания) в обоих языках.
Методы изучения английского с дошкольниками
Обучение в игровой форме
Игровая методика отлично подходит для обучения детей в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период для малышей игра — основной способ познания мира, поэтому изучение языка, основанное на игровых формах, даст наилучшие результаты. Какие игры используют:
Ситуативные ролевые игры
Ролевая игра для малышей имеет очень важное значение в развитии многих навыков и качеств. Поэтому эта методика используется практически в любом образовательном процессе, связанном с работой с дошкольниками. Иностранный язык — не исключение. Чаще всего используются следующие модели:
- продавец-покупатель;
- доктор-пациент;
- друзья;
- сказочный герой и ребёнок;
- известная личность-репортёр.
Нередко в игру включают любимые игрушки малыша, которым присваивается личность, а ребёнок должен озвучивать игрушку в диалоге с преподавателем или вести с ней «диалог» сам. Такие игры позволяют тренировать запоминание слов и фраз, воспринимать обращённую речь, импровизировать в зависимости от ситуации, понимать, как вести себя в тех или иных обстоятельствах и т.д.
Игровые методы прекрасны своим разнообразием — можно каждое занятие придумывать что-то новое и интересное для ребёнка. Такие уроки не наскучат, а малыш будет вовлечён в обучение. При этом дидактического материала требуется минимум, использовать можно любые игрушки и даже подручные бытовые предметы.
Соревнования
Такие игры подходят для обучения детей в возрасте 4-6 лет. Они, как правило, основываются на уже построенной в ходе ролевых игр языковой базе. Можно использовать различные настольные игры, устраивать командные или групповые соревнования. Дети в этом возрасте учатся взаимодействовать с другими малышами, социализируются, поэтому игра в команде помогает им наладить контакт друг с другом. Это хорошо тренирует разговорные навыки. Главное — сохранить дружественную атмосферу и донести до детей, что победа достанется тому, кто будет прилежно учиться и выполнять задания.
Какие задания можно давать командам:
- Кто первый напишет 5 слов на любую букву английского алфавита.
- Кто правильно сделает всё, что просит преподаватель. Это могут быть простые действия, например, hands up, sit down и т.д.
- Кто быстрее отгадает загадку.
- Кто быстрее найдёт в комнате все вещи, названные преподавателем.
- Кто сможет составить больше всего маленьких слов из одного большого и др.
Можно применять систему поощрений, например, давать победителям большие наклейки, а проигравшим — маленькие в качестве утешительного приза.
Музыкальные игры
Музыка очень полезна для тренировки слуха. Есть множество замечательных детских песенок на английском. Они простые для восприятия, слова в них произносятся чётко и членораздельно, поэтому малыши вполне могут улавливать смысл. Тренируется не только слух, но и произношение, ведь детям нужно повторять слова. Также совместное пение работает на запоминание новых слов и фраз. Кроме того, дети могут танцевать, что позволяет сменить форму деятельности.
Творческое обучение
Обучение через творчество тоже часто используется, но обычно в профильных учреждениях, например, в английском детском саду. К творческим методам можно отнести следующие виды деятельности:
Художественная
Применима для детей от 2 лет. Большинство детей любит рисовать, можно давать им разные задания, например, сделать рисунок по прочитанной сказке, изобразить любимого персонажа или же придумать рассказ по рисунку. Конечно, всё при этом на английском. Какие ещё формы художественной деятельности можно использовать при изучении языка:
- раскрашивание с использованием названий цветов на английском;
- аппликации из разных материалов, разной формы и постоянное проговаривание их названий;
- рисование персонажа и его описание;
- графический диктант (преподаватель называет предмет/форму/цвет на английском, а ребёнок должен это изобразить);
- создание рассказа по собственной картинке и т.д.
Рисование помогает не просто изучать новые слова, но и тренировать мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на артикуляцию, сосредотачиваться на деятельности, а также закладывает базу креативности.
Театральная
Дети любят быть участниками событий, а в особенности — любимых сказок. Так что всевозможные пьесы, постановки, сценки точно им понравятся. Можно разыгрывать короткие сценки по стишкам или сказкам, даже без реквизита. Кроме того, такая работа отлично развивает командную сплочённость и тренирует коммуникативные навыки. Детям надо взаимодействовать друг с другом, чтобы всё делать слаженно.
Дети учат фразы, запоминают контекст, тренируют произношение. Для сценок можно брать не только сказки, но и мультфильмы и продумывать действия по ним вместе с детьми. Это будет ещё интереснее, потому что малыши очень любят создавать собственные истории во вселенной любимого мультика.
Другие формы деятельности
Видео
Просмотр видео можно чередовать с другими формами обучения. Сейчас существует множество полезных и интересных обучающих роликов для малышей. Необязательно смотреть именно мультики, можно включать детям познавательные видео о нашей планете, животных, других странах. Это позволяет пополнять словарные запас и развивать кругозор дошкольников. Например, можно использовать видео Discovery Channel.
Важно подбирать ролики, соответствующие возрасту обучаемых, чтобы они были интуитивно понятны детям. Кроме того, после просмотра следует организовать обсуждение, чтобы дети могли поговорить о том, что узнали, и сделать выводы.
Проекты
Дети от 5 лет с удовольствием изучают окружающий мир, поэтому проектная деятельность им будет очень интересна. Важно выбирать действительно увлекательные для ребёнка темы. Например, если это связано с историей или биологией, можно сходить в музей, на выставку насекомых и т.д. Затем важно провести с ребёнком несколько занятий по выбранной теме, используя подходящий дидактический материал. А потом уже малыш должен самостоятельно подготовить проект, опираясь на всё то, что узнал.
Проект можно реализовать в виде рисунка на ватмане, аппликации, поделки из природных и подручных материалов, пластилина и т.д. Главное, чтобы малыш работал сам и «решил» поставленную в рамках темы проблему.
Авторские методики обучения
Помимо общепринятых методов изучения иностранных языков, есть немало авторских программ. Например, в Lucky Kids тоже реализуется авторская методика обучения, основанная полном погружении в языковую среду и международной программе International Primary Curriculum in Nursery and Reception classes. Мы используем активное обучение, проводим различные тематические уроки, чередуем разные виды деятельности, позволяя детям осваивать язык нативно. При этом мы не оставляем без внимание развитие других навыков, включая чтение, письмо, счёт, а также формирование качеств личности.
Узнать больше о нашей программе, преподавателях и подходах к обучению можно на бесплатном пробном уроке. Изучайте английский вместе с нами. Будущее вашего ребёнка начинается сегодня!
Источник фото freepik.com